Данная работа, является мною переработанным (сокращенным) материалом из книги С. А. Белановского «Глубокое интервью и фокус-группы» (3-е издание). Сама структура «глубинное интервью» была отчасти скорректирована и представлена в том виде, который на мой взгляд, более правильный. Я объединила в блок подготовки к интервью 4 важных составляющие, которые другие авторы часто вычленяют отдельно. Данное визуальное исполнение (рис. 1) является моим авторским вариантом структуры «глубинного интервью». Также я визуализировала типы глубинного интервью (рис. 2).
Профессиональные качества интервьюеров, специализирующихся на проведении глубоких интервью, в ряде аспектов отличаются от качеств интервьюеров, проводящих формализованные интервью. Главное отличие состоит в том, что при проведении глубоких интервью интервьюеры должны обладать высокой профессиональной подготовкой, тогда как при проведении формализованных интервью образование и профессия интервьюеров почти не имеют значения.
Качества хорошего интервьюера складываются из: 1) его индивидуальных способностей, 2) владения методикой, 3) социологической подготовки и 4) подготовки в той предметной области, которая исследуется с использованием глубоких интервью.
Подготовка к интервью помогает интервьюеру быстрее достичь доверительного контакта с респондентом. Особенно это касается интервью с высокостатусными и уникальными респондентами.
Подготовка включает следующие элементы:
Выбор респондентов. При обследовании методом глубокого интервью могут использоваться различные принципы отбора респондентов, в основном аналогичные методам формирования выборки при проведении количественных опросов.
Информация о личности респондента Такая информация часто бывает особенно необходимой при проведении интервью с руководителями высокого ранга или другими известными личностями. Интервьюер должен изучить доступную информацию по интернету, прочесть публикации, если таковые имеются, опросить общих знакомых или иных доступных лиц о том, каким человеком является респондент и как удобнее начать с ним беседу.
Подготовка в предметной области исследования. означает, что при проведении интервью от интервьюера требуется предметная квалификация, достаточная для правильного понимания ответов респондентов и — особенно — для правильного фокусирования интервью на наиболее важных проблемах. Он должен обладать достаточной эрудицией, чтобы в восприятии респондента выглядеть достойным собеседником.
Подготовка вопросника. Вопросник (гайд) глубокого интервью принципиально отличается от анкеты с закрытыми вопросами. Если структурной единицей анкеты является вопрос или блок вопросов, то структурной единицей неформализованного интервью является ТЕМА.
Тема представляет собой связное (обладающее смысловым единством) изложение какого-либо вопроса. Если анкетные вопросы с формализованными закрытиями можно охарактеризовать как дискретные, то тему можно охарактеризовать как непрерывную смысловую последовательность.
Также во время подготовки к интервью происходит следующее: установка контакта с респондентом, назначение времени (удобное респонденту, без спешки) и места проведения (уединение), выбор способа записи (аудио или видеозапись, от руки в блокнот по ходу, после интервью по памяти)
Начало интервью. Под начальной стадией интервью понимаются первые минуты непосредственного общения с респондентом, включая вводную или вступительную часть беседы и первые вопросы.
Специфичные функции начального этапа. Начало интервью выделяется в особый этап в связи с тем, что оно выполняет специфические функции. Эти функции связаны не с получением информации, а с установлением психологического контакта с респондентом.
Основная часть интервью. начинается с того момента, когда респондент окончательно дал свое согласие на интервью, иначе говоря — с момента установления контакта. В основной части все функции разговора интервьюер подчиняет одной — информативной. В ходе интервью он должен получить полную и глубокую информацию по проблеме исследования. Все поведение интервьюера определяется этой целью.
Внешне процесс интервьюирования похож на непринужденную беседу двух людей, увлеченных разговором. Такое сравнение отчасти верно, поскольку неподдельный интерес к разговору и «индуцирование» у респондента ответного интереса — профессиональный долг интервьюера. Вместе с тем интервью — это не просто беседа. По крайней мере для одной из сторон — для интервьюера — это исполнение служебной обязанности. За внешней непринужденностью действий хорошего интервьюера всегда скрывается строгая внутренняя дисциплина.
Методика «глубинное интервью» включает социологические методы заглубления темы, основанные на технике зондирования (probing)
Раскрытие темы (probing) — процесс, длящийся во времени и предполагающий спонтанность речевого потока респондента. Спонтанность речи выражается в том, что респондент, не побуждаемый дополнительными вопросами интервьюера, дает длинные и связные тексты ответов, иначе говоря, раскрывает тему. Показателями нарушения спонтанности являются короткие односложные формулировки ответов, паузы, появляющиеся в беседе, ответы-междометия и т. д.
Получение от респондента развернутых спонтанных ответов — один из основных принципов глубокого интервью. Этот принцип не следует понимать, как невмешательство интервьюера в речевой поток респондента. Если интервьюер просто пассивно слушает, то респондент спустя некоторое время либо замолкает, либо возникающие в его сознании ассоциативные связи уводят его в сторону от проблем, интересующих. Следовательно, позицией интервьюера должно стать так называемое активное слушание, направленное на поддержание беседы как таковой и одновременно фокусирующее ее на предмете исследования. Хорошее слушание должно быть одновременно активным и нейтральным. Р. Мертон и соавторы назвали этот тип слушания «беспристрастной заинтересованностью».
Набор правил — приемов:
- пауза и молчание
- подбадривание и номинальная поддержка
- отражение или «эхо»
- вопросы-синонимы
- парафраза
- суммирующий вопрос
- конкретизирующие вопросы
- «мутация» или изменение темы
- плавные переходы между темами и связующие мостики
- контроль над темой (фокусирование, релевантность, полнота, конкретизация, логический контроль)
- поддержание мотивации респондента
- устранение искажений при восприятии информации
Завершение интервью. При приближении к финалу задача интервьюера заключается в том, чтобы сохранить хороший «климат» общения. Завершение должно быть обоюдно приятным. Если интервью прервано, то такой финал необходим для успешного установления контакта при новой встрече. Если же интервью полностью закончено, требование сохранения хорошего «климата» из методического превращается в этическое. Респондент не должен почувствовать, что его «отжали» и выбросили, как ненужную вещь. Атмосфера доверия и дружбы, достигнутая в основной части интервью, должна проявиться в его финале.
По финалу интервью можно судить о степени его успеха. Говоря о различиях в объективном и субъективном времени интервью, отмечая, что соотношение между ними может быть своего рода тестом его успешности (успешно, если субъективное в два раза меньше объективного). Другим таким тестом может быть выражение эмоций искренности и дружбы в финальной части интервью. Выражение таких чувств, может быть, и не свидетельствует о том, что интервьюер получил всю необходимую информацию, но во всяком случае свидетельствует о том, что респондент сделал все, что мог.
Хорошей формой завершения интервью является финальное резюме, которое, в частности, нередко позволяет получить какую-то дополнительную информацию или сделать обобщения. Резюме может быть высказано либо респондентом по просьбе интервьюера, либо самим интервьюером с просьбой к респонденту его прокомментировать, ответив на вопросы, правильно ли оно, верно ли в нем расставлены акценты, не упущено ли что-либо существенное и т. п.
Обработка и анализ результатов. Основным видом исходных данных для анализа интервью является массив письменных стенограмм, изготавливаемый на основе видео- или аудиозаписей.
Объем текстового массива может составлять сотни страниц. Подобный массив может содержать в себе много полезной информации, но его чтение и выявление нужной информации представляет собой трудное и трудоемкое.
Социологи редко публикуют для широкого ознакомления полные тексты интервью. Однако некоторые интервью содержат столь важную и неожиданную информацию, что их публикация становится целесообразной даже в научных журналах.
Публикация фрагментов интервью в рамках отчетов широко распространена. Этот вид публикации, часто образующей типовую форму научного отчета, может представлять интерес если не массовой аудитории, то для заказчика и определенного круга экспертов. Фрагменты высказываний респондентов в этих случаях подлежат редактированию для облегчения восприятия текста читателем.
Написание отчета.
Отчеты могут быть следующих видов:
- детализированный отчет (50-80 страниц)
- короткий отчет (до 20 страниц)
- презентация и устный отчет
При использовании материала или его части (копировании и размещении на сторонних ресурсах), активная ссылка на данную страницу обязательна!
Источники: www.sbelan.ru/Glubokoe-intervju-i-fokus-gruppy-4-e-izdanie-S-A-Belanovskij.html#2_1_3__Glubokoie_i_ghlubinnoie_i