Планы и перспективы

Дистанционное обучение привлекательно для России в силу современных тенденций информационного сообщества, а также в силу стремления к инновациям, гибкости, доступности образования, к технологичности.

С целью повышения конкурентоспособности страны, укрепления суверенитета и повышения качества жизни жителей России сегодня реализуются такие программы, как «Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы», «Цифровая экономика Российской Федерации» и отдельно хочется выделить проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ», который был запущен в 2016 году. Главной целью проекта является приведение системы образования и образовательных программ вузов в соответствие с нуждами цифровой экономики. Профессиональные кадры планируется готовить  посредством широкого внедрения интерактивного онлайн обучения с открытым доступом.

Преимущества внедрения дистанционного образования следующие:

  • доступность, независимость от географического местоположения и возможность параллельного обучения как в российских, так и в зарубежных вузах.
  • экономичность обучения и большая эффективность в сравнении с вечерней и очной формами обучения;
  • реализация принципа непрерывного обучения, что позволяет идти в ногу со временем и изменениями, скорость которых будет только нарастать;
  • активизация общения со студентами. Перейдя в онлайн, преподаватели стали больше доступными для учеников, через мессенджеры, соц. сети и т.п., размылись былые чёткие границы окончания рабочего дня;
  • ресурсоэффективность, российские преподаватели считают удобным записать лекцию один раз, освободившись от необходимости многократно лично повторять один и тот же материал перед обучающимися;

 

Отличие россиян от европейцев

На сегодняшний день опыт внедрения открытых массовых онлайн курсов в ведущие вузы страны показывает, что полная их интеграция невозможна, а вот использование в виде дополнения к традиционной форме обучения выглядит достаточно перспективно. Это сильно отличает нас от Америки и Западной Европы, где открытые онлайн курсы достаточно широко распространены и пользуются большим спросом.

Исследования ученых показали, что основное различие между гражданами России и выше обозначенными странами в том, что россиянам не хватает должной самоорганизации и самодисциплины для самостоятельного обучения. Также россияне пока еще не переняли концепцию «обучение всю жизнь» и для них обучение — это в большинстве своем что-то конечное (получение диплома, повышение квалификации и работа в рамках данного направления).

 

Обстоятельства и проблемы проявленные на фоне пандемии 2020 года

Современная жизнь в условиях пандемии выступает огромным практическим пластом материала для исследований проблематики и перспектив дистанционного обучения по всему миру. С начала весны 2020 года мы все стали свидетелями насколько система образования в России, а именно школы и вузы, оказались не подготовленными к дистанционной форме обучения в её чистом виде.

Для России дистанционное образование (далее ДО) крайне важная форма обучения. Оно удачно применимо при индивидуальных планах обучения, самообразовании, повышении квалификации, при обучении на производстве. Но если мы говорим про школы и вузы России с традиционно очной формой обучения, то здесь о ДО целесообразно говорить, как о хорошем дополнении. Это позволит улучшить образовательный процесс, посредством внедрения  современных технологий, тем самым, разнообразив и расширив вариацию подачи информации, повысив уровень её доступности, увеличив способы взаимодействия с обучаемыми. Но о полной замене на ДО, как об альтернативе говорить не приходится. Сегодняшние школьники России и их семьи, абсолютно точно не готовы к полностью ДО на дому. Для вузов также последние тенденции — это серьёзное испытание на прочность, как для студентов, преподавателей, так и для руководителей данных вузов.

На графике ниже представлены данные из доклада представленном на заседании Общественного совета Минобрнауки в июле 2020 года. Были опрошены  студенты и преподаватели 580 вузов России проводившие обучение в дистанционном режиме в период пандемии. В графическом виде представлено как меняется мнение студентов за 2,5 месяца (с марта по конец мая 2020г)

дистанционное обучение при пандемии 2020

 

Еще одно свежее исследование во время пандемии 2020 года и вынужденного повсеместного перехода на дистанционный формат обучения всех школ и вузов России провели кандидаты педагогических наук Корепанова Н. В. и Стародубова Е. А.  на базе МПГУ. Были изучены мнения 200 студентов, которые показали следующие недостатки:

  • не хватает очной коммуникации, как между студентами, так и с преподавателем;
  • онлайн уроки не несут достаточной эмоциональной окраски и не создают атмосферу для творчества;
  • обучаемым не хватаем самодисциплины и самостоятельности для такого рода обучения;
  • растет количество «однобоких» докладов от обучаемых, это связано с тем, что снижается возможность взглянуть на проблему с разных сторон, которая обычно реализуется в дискуссиях на очных занятиях.

В школах России также столкнулись с рядом проблем:

  • кроме всего выше перечисленного, у школьников, как оказалось, еще менее развиты навыки самоконтроля и самоорганизации;
  • родители в большинстве своем не понимают каким образом грамотно организовать работу своих детей. Хоть все и находились рядом в режиме самоизоляции, у родителей хватало своей работы, ведь их также многих перевели в дистанционный режим. Отсутствие достаточной организации обучения и должного контроля привело к тому, что дети во время обучения занимались посторонними делами и материал не был усвоен в должной мере;
  • далеко не все семьи могут позволить себе предоставить компьютер каждому члену семьи. Потому обучение ребенка и работа родителей может происходить практически одновременно с одного устройства. Что точно не способствует комфортному обучению;
  • технические платформы для взаимодействия и коммуникации не соответствуют требованиям времени. Они не выдерживали нагрузки и оказались к ней просто не готовы;
  • преподавателям срочно пришлось повышать свою квалификацию по использованию IT технологий, что, конечно, в режиме повышенной рабочей загрузки не могло быть на должном качественном уровне.

 

В итоге, контроль знаний показал снижение качества творческих и научных работ и плохие обрывочные знания материала. Успешные работы были у тех у кого достаточно  развиты навыки самостоятельной работы и самоорганизации.

Также необходимо сказать про законодательное несовершенство. Не разработаны стандарты электронного обучения. Преподаватели и руководители вузов и школ сегодня испытывают затруднения в подсчете рабочего времени и нагрузки, не знают как правильно посчитать свой труд и соотнести с существующей системой оплаты.

Вывод: сегодня мы можем говорить о том, что дистанционная форма обучения в России может развиваться параллельно с традиционными формами обучения и как дополнение к ним, но не может выступать как самостоятельная форма обучения способная полностью подменить традиционную очную форму. К этому не готовы ни обучаемые, ни преподаватели, ни учебные заведения с их техническими возможностями, ни российское законодательство.

Предложение:  имеет смысл начинать вводить на базе школы и бакалавриата специальные уроки / курсы которые направлены на формирование навыков самостоятельной работы и самоорганизации, это позволит в дальнейшем использовать дистанционный формат обучения в России с гораздо более широким диапазоном.

При использовании материала или его части (копировании и размещении на сторонних ресурсах), активная ссылка на данную страницу обязательна!

 

Анализируемые источники:

  1. У. С. Захарова, К. И.  Танасенко . МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей // Вопросы образования/Educational Studies Moscow. 2019. № 3. — С.176-197
  2. Можаева Г. Учебный процесс в системе дистанционного образования // Вестник Ассоциации Открытый Университет Западной Сибири. – 1999. — №1. — С.40-48
  3. Korepanova Natalia V., Starodubova Elena A., (2020). Distance Learning: Challenges and Prospects. Cross-Cultural Studies: Education and Science Vol.5, Issue 2(2020), pp. 139-149 (in USA)
  4. РИА Новости. Исследование показало, насколько студенты довольны дистанционной учебой // https://na.ria.ru/20200703/1573835457.html (2020)

Перепостить к себе:

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

У вас есть вопрос / запрос?

Напишите мне... Я отвечу в ближайшее время.